+7 (495) 230-22-32

Москва, ул. Твардовского, д. 8, стр.1
Схема проезда




НОЯБРЬ

VboiStariki

 

ФИЛЬМ «В БОЙ ИДУТ ОДНИ „СТАРИКИ“»

 

Черно-белый художественный фильм 1973 года режиссера Леонида Быкова, повествующий о буднях летчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны.

Режиссер фильма и исполнитель главной роли Леонид Быков в молодости мечтал стать летчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент – 163 см) не был принят в летное училище, поэтому он мечтал снять фильм про военных летчиков. В соавторстве с двумя сценаристами – Евгением Оноприенко и Александром Сацким – им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях (но с применением метода «художественного синтеза», сведения в единое целое этих событий, в реальности происходивших порознь) времен Великой Отечественной войны.

Название фильму дала традиция летчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им возможность «налетать» опыт. Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолета были подарены фронту оркестром Леонида Утесова. Кроме того, за мужество и героизм в боях 11 из 14 летчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза.

Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин. Фамилия Титаренко и позывной «Маэстро» были взяты Быковым после того как он узнал о Дмитрии Титоренко – напарнике в воздушных боях легендарного летчика, трижды Героя Советского Союза, Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм.

Прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щевронок, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в летное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии.

Многие детали сценария были взяты из жизни. Рисунок нотного стана на фюзеляже истребителя «Маэстро» был сделан по аналогии со штурмовиком Ил-2 Василия Емельяненко. Имели место и трагическая история любви узбекского летчика и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была летчицей и погибла при бомбежке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание «Маэстро» в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, еще больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали».

Множество фраз героев картины разошлись на цитаты, став частью советского и постсоветского фольклора. Героям фильма, капитану Титаренко и механику Макарычу были установлены памятники в Киеве и Харькове соответственно.

Изначально Леонид Быков хотел снимать фильм цветным. Но цветная пленка, которая лежала на студии Довженко, давалась только на соцреалистические фильмы. На фильм о войне дали только черно-белую. К 2009 году фильм был колоризирован и отреставрирован, военная хроника в фильме была очищена от царапин и ей также придан цвет. При колоризации ничего не убиралось и не добавлялось.

Вышедший на экраны в 1974 году фильм собрал 44,3 миллионов кинозрителей, став четвертым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов того года, посвященным тематике Великой Отечественной войны. Фильм, режиссура и актерская работа были также отмечены наградами республиканских и международных кинофестивалей.